Ты не расплачься Бога ради".
(К Захаренков)
Кому-нибудь знакомо такое ощущение? Cмотришь черно-белые кадры кинохроники, и вдруг острое желание узнать - а что есть вон тот человек, на четыре секунды мелькнувший в кадре на втором плане? А то еще часто мальчишки с любопытством и смущением, подталкивая друг друга, лезут в кадр. Как сложилась их судьба? Как прожили свою жизнь? Оставли после себя многочисленных потомков или канули в безвестность? А теперь представьте, что некий человек говорит вам: - А вон там, видишь? Четвертым справа в кепке... это я". И ты практически не веришь своим глазам, ежесекундно ощупывая этот узелок связи времен; одного - давно ушедшего, другого - вполне реального, в котором ты здесь и сейчас.
Так произошло с иллюстрациями к рассказу Л. Будогоской Первый летний день в альманахе "Звездочка" №3 за 1956г., который я показывал четыре года назад.
Просто пришло письмо: "Девочка на обложке,5,9 и 11 стр. - это Федосова Валентина Васильевна. У нас есть экземпляр с дарственной надписью художника, но там повреждены страницы".
Валентина Васильевна жива и здорова, проживает с семьей в Санкт-Петербурге. У неё большая семья - дети, внуки. Благодаря отзывчивости Валентины Васильевны и её дочери Татьяны, любезно согласившейся выступить интервьюером мамы, сегодня, спустя почти шестьдесят лет, мы можем воссоздать историю появления этих прекрасных иллюстраций.
Татьяна пишет: - Мамина семья (ее бабушка и дедушка, мама и папа, три тети с семьями) жили в поселке Парголово под Ленинградом. Теперь это один из северных районов Петербурга. Я прекрасно помню этот большой дом с садом. Парголово просуществовало до середины 80-х годов. Потом все частные дома там снесли. Теперь это район высоток и коттеджей. От старого времени осталось, пожалуй, только Шуваловское кладбище. На нем до сих пор действует церковь, которая не закрывалась даже во время блокады. Там крестили и маму, и меня. Там похоронены мамины дедушка, бабушка и родители."
Большой дом маленькой Вали.


"Алексей Федорович Пахомов с семьей - женой и тремя детьми жил в соседнем доме. Мама дружила с его средней дочерью Василисой (ее все называли Василек). Сам Алексей Федорович был крупным мужчиной, очень добрым и улыбчивым. Очень много его работ посвящено блокаде. Часто он просил детей, живших по соседству, попозировать ему. Так мама и стала звездой детского журнала. Пахомовы жили в Парголово, пока в 80-х годах жителей не расселили. Старший сын Алексея Федоровича Андрей тоже стал художником... Решили найти и его, но к сожалению оказалось, что Андрей Алексеевич скончался в августе этого года. Надо же как распорядилась судьба. Чуть-чуть бы раньше нам начать поиски детского альманаха, и мама смогла бы встретиться с другом детства. Попробуем отыскать его младших сестер Василису и Лену".

В семье Валентины Васильевны хранится экземпляр "Звездочки" в дарственной надписью Алексей Федоровича Пахомова

"Маленькой Валюнке на память от художника дяди Алеши, рисовавшего её для этой книжки. 14/Х 56 А. Пахомов"
Ну и, наконец, сама Валюша, чей образ художник поплотил в Любочке из рассказа "Первый летний день". ))))))))
Не знаю как вам, а мне верхнее фото справа представляется просто шедевральным! Фотограф - молодец! Задумалась Валя о чем-то на секунду и весь внутренний мир ребенка - на лице. Уверен, маленькая Валя прекрасно справилась бы с ролью в какой-нибудь детской кинокартине!






От всей души хочется поблагодарить Валентину Васильевну и Татьяну за прекрасную историю создания иллюстраций к "Первому летнему дню". Желаю девочке Вале крепкого здоровья на долгие-долгие годы!
Comments
1 и 3 фото - очень интересные пуговицы, сумочка через плечо. 4 фото - крупный носовой платочек в кармане). Фото 5 - на этом капоре уже другой бант, а на последних двух очень интересные вязаные воротник и манжеты - и опять-таки расположение металлических пуговок. Скорее всего, в семье и шили, и вязали.
В книге у Вали уже косы - то есть, это уже лето перед самой школой. Видно на обложке, что у девочки выпали нижние зубки - что и характерно для 7 лет ( первоклашки в 6 лет идут без двух верхних - поголовно)).
А по поводу эпигрфа - да то и дело...
И ведь в самом деле - и Пахомов, и Жуков, и многие другие художники рисовали своих героев с натуры. И так интересно увидеть фотографии, какой была девочка, что уловил в ней художник.
А в сообществе вы не расскажете об этом? Альманах вы там тоже показывали.
В сообщество сделаю перепост в скором времени.
Да, в других работах, наверняка тоже узнаваемые портреты. Но здесь девочка главная героиня, да еще и автографом подтверждено.