?

Log in

No account? Create an account
 "Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение", - наверное этот тезис вполне разделяли в 50-е годы издатели необычной игрушки того времени. Игрушка так и называлась "Наш телевизор", и представляла собой обложку из двух склеенных между собой половинок картона и вставленного пежду ними прозрачного целлулоидного диска с черно-белыми изображениями. При медленном вращении диска создавался оптический эффект движения нарисованных на нем фигурок. Мяч начинал скакать, вагончики поезда ехали, подпрыгивая, птица махала крыльями и т.д. Наблюдать за этим чудом предлагалось через окошко - экран телевизора "КВН-49".
Согласитесь, в 50-е годы, когда на просмотр вечерних телепрограмм в комнату счастливых владельцев телеприемников собирались все соседи, эта детская игрушка должна была быть супер-популярной. Косвенным подтверждением этому является то, что мне удалось обнаружить два разных издания. Одно вышло в свет в Ленинграде, в структуре Управления торговли Ленисполкома (В.О., 6 линия, д.9). Это комплекс зданий Андреевского рынка. Год издания этого "телевизора" неизвестен. Поскольку в конце 50-х здания Алексеевского рынка перестраивались, очевидно, тираж вышел за несколько лет до этого. Тираж 30 000 экз.
IMG_9481.JPG
Read more...Collapse )
            Интересную региональную книжку, которую сегодня смотрим, я разыскивал давно, последние лет семь. Первый экземпляр, который меня и пленил, я увидел в плачевном состоянии в составе конволюта. Второй, сохранностью не намного лучше, приобрел года через четыре. Была мысль из запчастей опытными руками профессионального реставратора собрать один более-менее хороший экземпляр, или около того. Но, дело это не скорое, и в реставрацию больше 6-7 книжек в год отдавать по независящим от меня обстоятельствам невозможно. Тем приятнее, что не так давно посчастливолось раздобыть экземпляр очень хорошей сохранности.
IMG_9451 - копия.JPG

Read more...Collapse )

Нечаянно

Действующие лица:
- маститый профессор, директор Зоологического музея при МГУ;
- молодой ассистент профессора, талантливый исследователь  и любитель живой природы.
- домработница профессора.

Время действия - 1920 год, осень.
Место действия - Москва.

      Ассистент в вытертом пальто и прохудившихся ботинках быстрым шагом идет по улицам Москвы. В руке - пухлый кожаный "интеллигентский" портфель. Хочется вернуться в музей засветло. Лишь на минуту задерживается возле книжных лавок на Лубянской площади, вспомнив, что в одной из них две недели назад для него отложен второй том Гульда "Птицы Азии". Однако остаток жалования уплачен за дрова, а несколько миллиардов рублей в  професскорском портфеле являются собственностью Зоологического музея. Два раза в месяц тот или иной служащий музея отправлялся в Народный банк РСФСР с этим портфелем и казенным револьвером "Смит-Вессон" за необходимой музею наличностью. Инфляция еженедельно и неумолимо увеличивает объем портфеля, что увеличивает опасность подвергнуться нападению уличного грабителя или шайки беспризорников.
    Спустя две четверти часа ассистент входит в двери Зоологического музея, поднимается на верхний этаж в квартиру профессора. Аккуратно ставит на стол портфель с наличностью. После того как профессор привычно сбрасывает костяшки на счетах и склоняется над гросс-бухом, ассистент вынимает из кармана пальто револьвер и дважды молча стреляет профессору в голову. Заметив испуганное лицо девушки-домработницы, выглянувшей из приоткрывшейся боковой двери, стреляет в ее сторону. Положив "Смит-Вессон" обратно в карман, спускается вниз в гистологическую лабораторию, где присоединяется к научному разговору сотрудников.
     Пришедший в себя профессор, доползает до окна, распахивает его и слабым голосом зовет на помощь до тех пор, пока не теряет сознание. Вбегают люди. На шум наверху в профессорскую квартиру поднимаются сотрудники музея. В одном из них раненая в шею домработница узнает стрелявшего. Ассистента хватают, но тот растерянно твердит, что помнит лишь то как передал портфель профессору.

    Выше описана реальная история. Профессором являлся Григорий Александрович Кожевников, служивший директором Зоологического музея при Московском университете, соорганизатор и первый председатель Всесоюзного общества охраны природы (все советсвие школьники были членами этого общества и уплачивали членские взносы). Его ассистентом - будущий выдающийся энтомолог, литератор и тоже профессор Николай Николаевич Плавильщиков. Через пять лет у него выйдет в свет первая книжка о животном мире "Зубочистка крокодила", которую я сегодня фрагментарно покажу. К счастью, профессор Кожевников имел врожденную аномальную толщину лобных костей черепа, так что пули не смогли их пробить. Николай Николаевич Плавильщиков был признан судом в момент покушения на убийство временно невменяемым. Адвокат поддержал эту версию в частности фразой: "Подсудимый знает латинские названия нескольких тысяч насекомых. Вы считаете нормальный человек способен на такое?".
     В связи с этой историей вспоминается черная короткометражка Жоры Крыжовникова "Нечаянно".

IMG_9436.JPG
Read more...Collapse )

Одно фото потерялось

Обнаружил, что в прошлом посте про книжные приобретения потерялось одно фото. Восполняю.

IMG_9424.JPG

Tags:

      Сегодня не о детской коллекционной букинистике, а о "взрослой" части домашней библиотеки. Как и в прошлом году, пополнений немного.

      Два региональных издания, выпущенные тиражом 1000 экз. "История моей жизни" -  автобиографические воспоминания Ивана Юрова, уроженца Вологодчины, крестьянина, избача, одного из первых устроителей крестьянских коммун. Очень честное к себе и к происходящим событиям жизнеописание. Документ эпохи. Порой очень страшно было представлять себя в описываемые автором время и обстоятельствах. Вторая книга - дневниковые записи провинциального доктора в период НЭПа. Точное и порой нелицеприятное описание течения жизни провинциального города, описываются случаи из медицинской практики автора дневника.

IMG_9431.JPG
Read more...Collapse )

Tags:

1927 год. Аукцион по продаже произведений искусства, экспроприированных у буржуазии.
d441aef57c00.jpg

1927 год. Пост-аукционная продажа.
c206fc3853fe.jpg
      Те, кто читают мой журнал давно, уже знают, что одно из самых частых сетований - это отсутствие хотя бы минимальной информации о людях, причастных к изданию книжек прошлых лет. Очень часто невозможно даже элементарно раскрыть инициалы авторов или художников-оформителей. Представляемая сегодня книжка  - редкое исключение.

IMG_9408.JPG

Первое издание "Сказки Северные народные" вышло в свет в 1934 году в издательстве "СеверКрайГИЗ" г. Архангельск. Микротираж 6000 + 4000 экз отпечатан в Вологде. 144 страницы. Уменьшенный формат. Тканевый переплет. Мне попал в руки экземпляр отличной сохранности в издательской суперобложке.Read more...Collapse )
"Сказка про выходной день", или побег из курятника гаража.
Энциклопедический формат. Бумажная издательская обложка. Единственное ездание.


IMG_8724 (2).JPG
Read more...Collapse )
Возобновляю прерванный показ наиболее интересных книжек региональных издательств СССР.
Книжка-пугалка, напоминающая детям чем может закончится игра с огнем, сюжетно напоминает многочисленные похожие издания на эту тему. Издание подготовлено по заказу Литовского добровольного пожарного общества. Информация об авторе и художнике отсутствует. В 1959 году в Вильнюсе вышло второе переработанное издание "Про девочку Марите", но уже с иллюстрациями Р. Крукайте.
Тоновые иллюстрации, к которым питаю давнюю слабость, довольно выразительны. Вызывает вопрос лишь пропорции девочки и домашней обстановки. На развороте, где она на стуле и возле обеденного стола, такое впечатление, что это уменьшенная Кэрроловская Алиса.
Формат энциклопедический. Бумажная издательская обложка. Тираж 92 тыс. экз.

IMG_8625.JPG
Read more...Collapse )

Sic transit gloria mundi

"28 августа журналистов позвали в кафе «Пушкин». Пока представители СМИ глотали блинчики с мясом, семгу, сырники и пирожные, представители «Эксмо» рассказали о новом проглоченном. Акция "Едим дома" продолжается не только в известном благородном семействе. "Эксмо" закусило Издательским домом Вадима Мещерякова - любимым многими издательством, специализирующимся на детской литературе, преимущественно, дорогой.

Гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев был весел и радостен. Вадим Мещеряков выглядел очень грустным и закрывал лицо руками. Правда, как подчеркнул Вадим, это не из-за сделки, а по другому поводу. «Мне утром кто-то испортил настроение».

Напомним, ИД Мещерякова существует на рынке уже тринадцать лет. Его гендиректором и отцом-основателем стал бывший вице-президент «Росбанка» Вадим Мещеряков. За короткое время у издательства появилось свое лицо и своя аудитория (элитарная). Для многих ИД Мещерякова ассоциировался с тремя главными направлениями: это издание хорошо забытых старых книг, дорогое и богатое книгоиздание, а также - поиск новых качественных авторов. Вадим Мещеряков известен как очень требовательный редактор, а также автор блестящих придумок в сфере книгоиздания. Например, в его издательском доме выходят классические произведения, дизайн которых имитирует старинные книги.

В разное время в СМИ мелькала информация о том, что детское издательство "отдалось" книжной империи от безысходности. Муссировали слухи, что доходы Мещерякова то ли нулевые, ли не превосходят 23 тысяч рублей. Однако хозяин назвал такие цифры наветом и отметил, что его доход измеряется «миллионами рублей». Смысл же сделки был в не повышении финансового благосостояния, а в увеличении возможностей издательства. Если ранее в ИД Мещерякова выходило порядка 150-200 книг в год, то с переходом под крыло «Эксмо» эта цифра должна увеличиваться до 400.

- Я очень доволен, - сказал Вадим Мещеряков, - я не выхожу из бизнеса, но получу доступ к возможностям «Эксмо» в сфере продаж.

Журналисты смотрели скептически и припоминали слова Мещерякова, сказанные несколько лет назад:

«Товар – это то, что приносит деньги и исключительно ради денег делается. А книга – продукт творчества. Коллективного творчества издательской команды. И если ты решился издавать хорошие книги, ты о своих читателях непременно должен думать. А то приучишь их к хорошим книгам и – бах! – нет тебя больше. Денежек не хватило. Пришло АСТ и перекупило у тебя автора. Пришло ЭКСМО и купило тебя самого с потрохами. Ну, и какой же ты после этого издатель? Издатель – тот, кто пришел надолго. Я пришел сюда надолго. Я пришел сюда настоящие книжки делать».

Мещеряков отметил, что от своих прежних слов не отказывается. Но они к данной ситуации неприменимы, поскольку «Эксмо» купило его «не с потрохами», а приобрело лишь 51% акций. Согласно условиям, юридическое лицо, самобытность и независимая редакционная политика Издательского Дома сохранятся.

И так, и сяк и разными ухищрениями журналисты пытались узнать сумму, в которую ценили сделку. Но гендиректр «Эксмо» Евгений Капьев говорил уклончиво и непонятно, назвал сделку «сложноструктурированной» и отметил, что покупатель «ориентировался на объем продаж в 350 миллионов за прошлый год».

Сделка уже сказалась на особенностях распространения книг. Если раньше издательство сотрудничало с интернет-магазином «Лабиринт», то теперь магазин приостановил работу с ИД Мещерякова.

Из другого интересного на пресс-завтраке сказали о том, что нынче в детской литературе задают тренд китайцы. В Поднебесной очень интересуются нашей «малышковой» литературой, которую создают современные авторы. «Наши классики встречают куда меньший интерес. Мы пробовали запустить на китайский рынок Крапивина, но Крапивин, например, им не пошел», - отметил Мещеряков.

По словам книгоиздателя, книги, отмеченные китайским интересом, охотно покупают и в Европе.

Что ждет читателя от очередного поглощения? Критики сильно сомневаются, что "Эксмо" не запустит лапки в издательскую политику ИД Мещерякова, но, в целом, ничего плохого никто не усмотрел.

- Поскольку слияние происходит только в плане распространения, а не издательской политики, это значит, что книги Мещерякова станут доступнее в оффлайне, он сможет нарастить тиражи, - считает критик Ксения Молдавская. - С другой стороны, книги перестанут быть доступны там, где нет книжных магазинов. В нашей стране достаточно населенных пунктов, куда книги доставляются только «Лабиринтом».

Критик отметила, что слияние с «Эксмо» поможет расширить аудиторию: «с переходом в новый статус аудитория ИД Мещерякова перестанет быть замкнутой кастой. Возможно, кому-то вовремя увиденная в неожиданном месте книжка Мещерякова жизнь и судьбу спасет, я верю в такие вещи». ОДнако Молдавская не преминула отметить и то, что «слияние с «Эксмо» - это неоднозначное и наверняка вынужденное решение».

Источник

Ну что тут сказать? Плясать на костях не буду. Мне грустно. До 2013 года это была крутая команда фанатов своего дела, сделавшая ИДМ флагманом отечественного детского книгоиздательства. Мне очень хочется вспомнить добрым словом всех, кто был причастен. Спасибо вам!
P.S. То, что могу сказать с уверенностью - издания ИДМ прошлых лет будут все более и более ценимы собирателями-библиофилами.

Profile

baxmyp_ka
Вахмурка

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner