?

Log in

No account? Create an account

Еще одна с реставрации

До НГ успели мне полечить еще одну книжку из второй партии, переданной на реставрацию.

Вид ДО


Так как блок страниц практически в отличной сохранности, задачей было восстановить насколько это возможно корешок, убрать пятна, укрепить уголки, восстановить микронадрывчики обложки.

Вид ПОСЛЕ
Read more...Collapse )

IV. Озеленим нашу улицу

Эти картинки мне нравятся больше остальных. Художник В.Д. Божко.


СмотретьCollapse )
Всем любителям детской букинистики творческий и семейный союз двух замечательных украинских художников Виктора Григорьева и Киры Поляковой хорошо знаком.
Удивить новой биграфической информацией вряд ли получится. Вот разве книжечкой. Точнее книжкой-ширмочкой.

У нас вновь выпал снег. Настроение предновогоднее. В самый раз снеговиков лепить, в снежки играть да с горки кататься ))).


Read more...Collapse )

Тема III. Помощники

Продолжаем развивать образное мышление и придумывать рассказы по картинкам.
Художник В.Д. Божко.





Что-то я совсем забросил антологию редких региональных изданий. Буду продолжать.
Сегодня смотрим книжку-картинку, отпечатанную в Одесской областной типорафии в 1958 году. Выходные данные весьма скупы. Издательства нет. Редакторского корпуса нет.
Автор текста П. Борисов. Художники Л. Янусов и Г.Добровольский. Информации о них, как вы понимаете, тоже никакой нет.
Остается добавить, что книжка отсутствует в фондах Российской Государственной библиотеки им. Ленина и Российской Национальной библиотеки.
Бумажная издательская обложка. Обычный формат. Тираж 40 тыс. экз.


Read more...Collapse )

II. Про ежа

Продолжаем развивать речь. Сегодня вторая тема из четырех картинок. Художник Н.С. Хатилин.
Пока снова про братьев меньших, ага.


Read more...Collapse )
Помимо коллекции детских изданий разных лет, у меня, конечно, имеется и обычная домашняя библиотека. Многое читаю на ридер-буке. Места для толстых книг в квартире остается все меньше. Что-то отвозится на вечное хранение на дачу. И, тем не менее, библиотека пополняется.  Кое-что дарят, что-то покупаю сам. В меньше степени в книжных магазинах, в большей - через интернет. Выбор скорее бессистемный. Иногда - сиюминутно- эмоциональный, а иногда - придирчивый сверх всякой меры. Несколько раз буквально заставлял себя сесть и выбрать что-то из изданий "Вита-Новы". Просто, чтобы было. Вот и сейчас на Эхе Москвы каждый день слышу их рекламу. Ни одного не выбрал. Не нравится. Сам не знаю почему, но ничего не могу с собой поделать. Отсталый, видимо.
Современные издания своим кричащим оформлением напоминают super-продавца магазина брендовой одежды, нежно берущео тебя за локоть и пытающегося впарить модели новой коллекции. Хлопаю глазами, в руки взять боюсь и, как сказал Волошин, "иду, смущаясь, мимо".
Вот, что нашло место на домашних полках в уходящем году.
Read more...Collapse )
Не смог пройти мимо прелестного методического материала - набора наглядных пособий для второго класса.
Помню, когда мы были мелочь пузатая, то в саду да, было дело - рассказывали что-то по большим таким сюжетным картинкам из картона, размером с лист ватмана.



А в школе у нас не было такого точно. Тогда почему в 64-м было? В то, что у поколения эпохи Хрущева страдало образное мышление ни в жизнь не поверю. Это нам внушали, что это наше поколение потерянное. А у них был полный расцвет и физиков, и лириков.
Набор небольшого формата, размером меньше ученической тетрадки. Внутри по 3-4 картинки к каждой из 12 тем. По картинкам нужно составить рассказ.



Сегодня тема первая: "Как мы спасали птичку". Художник В.Д. Божко.
Итак, к доске пойдеееет.... )
Отвечать урок...Collapse )
      Об этих пропавших произведениях изобразительного искусства сегодня знает лишь очень узкий круг искусствоведов, музейных и архивных работников да и то лишь в Москве и Санкт-Петербурге. А ведь именно в городе Сталино (прежнее название Донецка) накануне начала Великой Отечественной войны оказались более полторы сотни произведений передвижной выставки самых известных мастеров советской живописи.

Довоенные столичные передвижные выставки в городе Сталино

Когда в 1932 году город Сталино стал областным центром он стал развиваться не только как административный, промышленный, но и как культурный центр. Примерно в 1936-37-е годы в местной прессе и в руководстве области и города заговорили о том, чтобы как-то познакомить жителей столицы Донбасса с произведениями живописи из коллекций самых авторитетных и известных музеев Москвы и Ленинграда — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и т. д. Известны случаи, когда особо отличившихся на производстве рабочих, студентов, школьников, общественных активистов в качестве поощрения отправляли в культурные столицы СССР на экскурсии, где они и могли увидеть мировые шедевры живописи.

Однако властям хотелось, чтобы как можно жителей промышленного Донбасса вживую посмотрели на эти картины. Ничего нового при реализации этой идеи не стали изобретать — ведь еще далеко до революции в России применялся такой способ показа шедеврам народу как передвижная выставка.

Сначала в Сталино и затем в крупнейшие города Донбасса повезли произведения классиков. Так известно, что в середине 1939 года Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина отправил из Москвы к нам выставку-передвижку. Там были представлены образцы западно-европейской живописи — итальянской, голландской, французской, немецкой и других школ. Среди отправленных произведений имелись работы Спинелло, Беллини, Круга, Каравадусо, Ливене, Греза и др. «59 картин и 35 гравюр, упакованные в специальную тару, отправляются в отдельном вагоне. Выставку сопровождает представитель музея и эскурсовод. Картины будут показаны в городах Сталинской и Ворошиловградской областей», — отмечали тогда областные газеты.

Через год в наш регион привезли также классическую живопись из Третьяковской картинной галереи, но уже картины русских художников. Есть информация, что эту передвижную выставку посетили несколько тысяч жителей Макеевки. Они там увидели работы лучших русских мастеров: Иванова, Брюллова, Васнецова, Репина, Шишкина, Верещагина и др.

Планировалась передвижная выставка живописи по крупнейшим городам Донбасса и в 1941 году. Ее основной темой стало уже советское изобразительное искусство.

Крупнейшая довоенная выставка соцреализма

А началось все с того, что в здании на Фрунзенской набережной в Москве 18 марта 1939 года была с помпой открыта всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». На ней были представлены свыше 1 тыс. произведений живописи, скульптуры, графики, произведений, над которыми работали свыше 700 мастеров советского изобразительного искусства. Как отмечалось в номере за 1 апреля 1939 года нашей областной газеты «Социалистический Донбасс», много работ было посвящено донецкой тематике.

«Десятки художников и графиков специально приезжали в Донбасс», — написано в заметке. Там же обращалось внимание на то, что «открытие выставки — большое культурное событие, радостный праздник советского искусства». «Необходимо, чтобы ЦК союзов угольщиков, коксохимиков, ЦК металлургов Юга организовали специальные экскурсии знатных людей Донбасса для осмотра замечательной выставки «Индустрия социализма». Необходимо также, чтобы копии работ, посвященных Донбассу, были показаны на специальной передвижной выставке в клубах и дворцах нашей области», — вносилось такое предложение на страницах главной газеты области. И поехали в Донбасс не копии, а оригиналы произведений.

Read more...Collapse )

    Думаю, все, кто интересуется историей отечественной детской иллюстрации, знают, что самый ее расцвет пришелся на период НЭПа и первую половину 30-х годов прошлого века. Тогда в полный голос заявило о себе новое авангардистсвое направление в искусстве - конструктивизм, как олицетворение нового мироощущения молодой советской республики . Старый мир был разрушен. Новый созидался, и требовал новых средств выражения. Экслер, Родченко, Лебедев, Тышлер, Покровский, Порет, Ермолаева, Дейнека, Звонарева, Лисицкий, Брей - они и десятки других последователей нового направления подняли детскую иллюстрацию на невиданную доселе высоту.
Это в более поздние времена детская иллюстрация стала вынужденным прибежищем тех художников, кто не хотел быть слишком на виду, конфликтовать с властью. Тихо отсидеться, переждать сначала период сталинских репрессий, а затем послевоенный антисемитизм, - для многих это было компромисс. Очень немногими художниками жанр книжной иллюстрации воспринимался как нечно серьезное. Но не в 20-е! Тогда талант художников говорил со страниц детских книжек в полный голос. Новыми средствами выражения в противовес розовощеким слащавым карапузам и цветочкам молодые советские художники рассказывали детям о новых реалиях сегодняшнего дня. Трактора, аэропланы, корпуса заводов и фабрик, красные знамена, мчащиеся всадники - ничего этого раньше не встречалось маленьким читателям в книжках. Свобода выражения в детский книжной иллюстрации достигла такой величины, что стала слишком явно противопоставлять себя соцреализму традиционной академической живописи. Последствия этого несоответствия всем хорошо известны: статья "О художниках-пачкунах", фактический разгром ленинградской школы иллюстрации, централизация "Детгизом" в своих руках всей книгоиздательской деятельности для детей, пропаганда общих для всех идеологических стандартов. Результат - детские издания предвоенных лет в абсолютной своей массе унылы и неинтересны, а форм-фактор книжки-картинки практически ушла из издательских планов.
      А каков следующий за периодом НЭПа яркий этап детского книгоиздательства? - спрошу я любознательного букиниста. И любознательный букинист ответит: - Период хрущевской оттепели, Тимофеевского "Детского мира". И я с ним соглашусь. Нет, это безуслово, не был реннесанс конструктивизма 20-30-х в чистом виде. Художники-иллюстраторы 60-х лишь слегка раздвинули рамки привычного. Впрочем, и это ненадолго. Финал "Детского мира" оказался закономерным.
      Однако, в те же 60-е был еще один удивительный прецедент.  Ровно так же, как в природе семена какого-нибудь растения могут много лет покоиться в толще земли, пока не наступят благоприятные условия для прорастания, так и семена конструктивизма, видимо почувствовав свежий ветерок и оттепель 60-х, проросли и дали невиданные всходы ни где-нибудь, а на периферии издательского рынка... в Алма-Ате! В 1962 году в Казахском государственном издательстве  художественной литературы вышла детская книжка, которая произвела на меня в хорошем смысле эффект шока, заставив вспомнить сразу всю плеяду мастеров книжной иллюстрации 20-х. Книжка Макана Джумагулова "Слово" оформлена Юрием Мингазитиновым в лучших традициях конструктивизма.  Давайте посмотрим ее вместе.
Read more...Collapse )

Profile

baxmyp_ka
Вахмурка

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner